Путешествие из Москвы в Вену поездом


Давно уже думала написать этот пост, так как многие спрашивают каково оно - ехать в Европу на поезде. И не в такие города как Хельсинки, Рига или Вильнюс, до которых можно добраться буквально за ночь, а в Берлин или в Вену, дорога до которых занимает сутки.
Я не буду сейчас рассматривать все "за" и "против" в выборе вида транспорта (поезд или самолет), а просто расскажу по факту что и как происходит при путешествии по железной дороге. Ну и, возможно, добавлю в конце плюсы-минусы поездки на поезде.
Поездом в Европу я езжу уже не первый год. И раз от раза замечаю, что качество услуг перевозчика меняется в лучшую сторону, поэтому и переезд длиною в сутки не приносит никакого дискомфорта. Ещё весной прошлого года курсировали вагоны с трёхполочными купе (полки располагались одна над другой), а сейчас появились комфортабельные купе с четырьмя полками (формат, знакомый нам всем). Вагоны чистые, светлые, оснащенные био-туалетами, кранами с теплой водой и душем, автоматическими дверями (не надо постоянно дергать за ручки при входе-выходе из коридора в тамбур), кухней: кулер с водой, чайник, микроволновка, холодильник (вся эта роскошь, правда, под присмотром проводника), кое-где в кухне есть кофемашины. Всё это как следует убирается и поддерживается в порядке. Двери в купе теперь оснащены магнитными замками и каждому обитателю бокса выдаётся карта для входа. Внутри купе тоже всё очень продуманно: светильники, складывающиеся подстаканники на стенках (можно воткнуть туда маленькую бутылку или стакан, и попивать чаёк даже лежа на второй полке), откидной подлокотник-столик на нижней полке (не надо выгонять из-за стола соседа, успевшего сесть ближе к окну), раковина с холодной водой, регулируемые кондиционеры и так далее.
Фото с сайта http://moscow-paris.ru

Переход границы

Всё происходит предельно просто: поезд подъезжает к Бресту, прямо в вагон приходят белорусские таможенники и пограничники, таможенники задают свои вопросы (что везёте, надо ли что декларировать), пограничники задают свои вопросы (куда, зачем, на сколько едете) и собирают паспорта, затем вагоны вместе с пассажирами загоняют в депо и начинают процесс "переобувания", после "переобувки" вагонов приходят пограничники, выдают паспорта, поезд перегоняют на Польскую сторону в Тересполь, приходит польская таможня (иногда просто спрашивают что везете, иногда просят показать), пограничники паспорта никуда не уносят, а штампуют прямо в вагоне. Всё, граница пройдена, можно ехать дальше. На всё про всё уходит где-то часа полтора-два.
Сам процесс "переобувки" вагонов довольно интересен и его можно наблюдать из окон в тамбурах или же из окон коридора. Состав разделяют на вагоны, расставляют на трёх-четырёх параллельных путях депо, в которых есть специальные "ямы" (такие же, какие используются при ремонте машин) и рабочие снимают крепления колесных тележек.  Каждый вагон поднимают на высоту около двух метров при помощи четырех мощных домкратов. Затем при помощи троса тележку за тележкой увозят и на их место пригоняют тележки, предназначенные для более узкой колеи европейских железных дорог. Вагоны опускают, тележки закрепляют. Затем приходит черед замены сцепок составов: на смену российским массивным приходят миниатюрные европейские. Состав снова собирают по вагонам и прицепляют к общему тепловозу.


Приезд-отъезд (Европа)

В европейских городах поезд приходит на центральные вокзалы, поэтому вы сразу попадаете на большие транспортные развязки, с которых очень удобно добраться в любой конец города, страны или Европы. В таких городах как Вена и Берлин (они не являются конечными пунктами) поезд может иметь несколько остановок и можно выбрать наиболее удобную для вас.
Когда вы уезжаете с вокзала в Вене или в Берлине, можно легко сориентироваться, в каком месте длинного перрона остановится нужный вагон: на перроне есть табло, на котором отображено около какой метки какой вагон останавливается. Это особенно ценно, учитывая, что поезда проходящие и долго они не стоят. Но про эти табло мало кто знает из наших соотечественников, поэтому в ответственный момент часто происходит метание вдоль длинющей платформы (по её длине влезет не меньше трех таких составов).


Публика


Путешествуют этим поездом совершенно разные по возрасту люди: и семьи с маленькими детьми, и молодежь, и люди постарше, и люди пожилого возраста с сопровождением (такие обычно всё-таки выкупают купе или берут класс повыше).
По большей части, люди, путешествующие поездом едут в Европу или из неё на длительный срок, поэтому и багажа берут с собой много (часто именно этим и объясняется их выбор в пользу поезда). И хоть про перевес в поезде явно не говорят, но иногда (хотя и редко) попадаются "злые" таможенники и требуют заплатить за перевес. Но при мне это случилось только один раз. И то, видимо, из-за того, что поезд шёл практически пустой и у них было достаточно времени осмотреть и завесить багаж практически у всех пассажиров. Одной женщине с двумя толстыми чемоданами и сумкой пришлось заплатить 65 евро (но в её багаже было много тяжелых банок со всякими вкусностями из Италии), а другой, по неведомой нам причине, пришлось раскошелиться аж на 700 евро. Но такое вижу в первый раз.
Пока (т-т-т) мне очень везло с попутчиками.  Обычно, это люди с активной жизненной позицией и довольно интересными судьбами. Рассказывали о своём житье-бытье в загранке. Часто с юмором. И неизменно с любовью к России или к Белоруссии. Уезжали по разным причинам. Многие даже не против вернуться, но с возрастом всё сложнее это сделать, так как осели уже там.
В вагонах существуют женские, мужские и смешанные купе. Это огромный плюс, я считаю. Мне всегда доставались чисто женские компании.

Покупка билетов

Билеты можно купить либо в международных кассах на вокзалах, либо онлайн. Обычно я брала билеты в кассе, но в этот раз решила купить онлайн. Но не решилась ехать международным рейсом с одной распечаткой. Пришлось идти на вокзал и всё-равно обращаться в кассу (в автоматах по печати билетов нет бланков необходимого образца). В кассе на печать билетов приняли без очереди, так что здесь особых неудобств не возникло.
Билеты покупать лучше заранее, так как цена растет в зависимости от повышения спроса. Верхние полки стоят несколько дешевле нижних. Также существуют различные скидки для детей, пенсионеров, молодоженов, для именинников, для мини-групп (от 2 человек), для групп (от 6 человек), и в случае, если выкупается целое купе одним или двумя пассажирами.

Немного субъективных плюсов-минусов

Я гораздо больше люблю поезда нежели самолеты. Поезд - это размеренность, возможность плавно перейти в состояние путешественника, оценить более менее реально пространства, которые ты пересекаешь, увидеть смену пейзажей за окном. В конце-концов, в поезде я обычно отсыпаюсь после рабочей недели и набираюсь сил перед путешествием, или разбираюсь с впечатлениями после него.
По моему мнению, единственный минус поезда - это время в пути. Понятно, что на самолете (если рейс без пересадок), по сути, лететь почти в 10 раз быстрее (жутко звучит), чем доехать на поезде - 2,5 часа против 26. Но здесь не учитывается время до и после полета, когда надо добраться от и до центра города. Мелочь, но всё же.
Ещё один минус поезда - это цена. Если попасть на акцию в авиакомпании, то билет на самолет  туда-обратно может стоить немногим больше, чем билет на поезде в одну сторону.
Но пока все эти минусы не перевесили моего желания путешествовать поездами.

Комментариев нет: